22 октября, понедельник 20:00

Зал Михаила Врубеля, Третьяковская галерея,
Лаврушинский переулок, 10

КУЛЬТУРА БЕЗ ГРАНИЦ
Диалоги с культурными лидерами современности
РЕМ КОЛХАС
Архитектор, урбанист,
лауреат Притцкеровской премии
Роттердам, Голландия

В определенном смысле Рем Колхас — сегодня главный архитектор в мире. Если даже в Америке, Европе или Азии есть другие ключевые фигуры, то в России он стал по-настоящему самым главным. Новое здание музея «Гараж» в парке Горького, реконструкция конюшни и манежа в Малом Эрмитаже, фондохранилище Эрмитажа в Старой деревне, Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», выпускающий урбанистов и создающий комфортную среду в московских парках, обязаны своим появлением именно ему.

Начиная лекцию в 2007 году в Москве, в клубе «Буревестник», построенном легендарным архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым, Рем Колхас сказал, что Москва — любимый город с тех пор, как он побывал здесь впервые. Русский авангард оказал огромное влияние на Колхаса, когда его взгляды на архитектуру еще только формировались, но и сегодня во многих проектах, которые он осуществляет по всему миру, слышны отголоски традиций и инноваций, изобретенных конструктивистами.

Колхас писал: «В моей биографии случилась серия событий, в которых Россия сыграла важную роль в моем развитии. Можно сказать, что она во многом определила мое восприятие вещей. Мой отец был писателем. На книжных полках у нас дома были все переведенные на голландский книги русских писателей XIX века. С 11 до 15 лет я не занимался вообще ничем, кроме чтения, и прочитал всех русских классиков от начала до конца».

Рем Колхас родился 17 ноября 1944 года, а в 1952-м, когда ему было восемь лет, его семья переехала из голландского Роттердама в индонезийскую Джакарту. По его собственным словам, в этом важном возрасте он жил, как настоящий азиат, что оказало на него большое влияние. Его отец — Антон Колхас, писатель и сценарист, активно поддерживал борьбу за освобождение Индонезии от голландских колонизаторов. Когда Индонезия получила независимость, отца Рема пригласили туда на три года с культурной миссией. Два фильма, снятые по сценариям успехи Антона Колхаса режиссером Бертом Ханстра, были номинированы на престижную кинопремию «Оскар», а один из них получил приз Берлинского кинофестиваля — «Золотого медведя».

Рем всерьез задумывался о карьере писателя, но, написав пару сценариев и поработав в газете Haagse Post, поступил в школу Архитектурной ассоциации в Лондоне. Архитекторы в семье Рема Колхаса тоже были – его дед по материнской линии, Дирк Розенберг, — архитектор-модернист, долгое время сотрудничавший с Хендриком Берлаге, выдающимся нидерландским зодчим.

Окончив школу Архитектурной ассоциации, в 1972 году Рем продолжил образование в Америке – в Корнелльском университете, а затем — в Институте архитектуры и городских исследований в Нью-Йорке. Именно здесь он познакомился с архитекторами Маделоном Врисендорпом, Элиа и Зои Зенгелис, вместе с которыми в 1975 году основал Бюро городской архитектуры ОМА (The Office for Metropolitan Architecture). Впоследствии Зои Зенгелис стала его женой. Практически сразу к ним присоединилась Заха Хадид, которая в скором времени получила известность в качестве самостоятельного архитектора.

В 1998 году на базе OMA был создан исследовательский центр АМО – это подразделение занимается архитектурным планированием, организацией выставок, разработкой концепций и стратегий развития крупных компаний, таких как «Prada», «Volkswagen» и TMRW.

В 1978 году Колхас издает книгу «Нью-Йорк вне себя», которая стала библией каждого урбаниста и, как и «Смерть и жизнь больших американских городов» Джейн Джекобс, написанная более 50 лет назад, оказалась в ряду вечно актуальной классики. В своем исследовании на примере истории застройки Манхэттена Колхас прослеживает генезис всей современной архитектуры — от небоскребов до парков развлечений.

Следующим важным шагом на пути к мировому признанию стала публикация книги «S, M, L, XL» (1995), написанной в соавторстве с Брюсом Мау, Дженнифер Cиглер и Хансом Верлеманном. Это колоссальный, 1376-страничный, сборник эссе, размышлений о городе и путешествиях, а также дневников и манифестов. Издание с большим количеством цветных графиков и иллюстраций и компактным текстом трансформировало само представление об архитектурных книгах.

Сегодня Рем Колхас является одним из самых востребованных и влиятельных архитекторов мира. Его проекты реализуются одновременно в нескольких странах мира, он и его бюро активно участвуют в конкурсах и ежегодно предлагают множество различных архитектурных концепций и городских решений.

Перечислим наиболее известные проекты OMA: Нидерландский театр танца (1987), здание посольства Королевства Нидерландов в Берлине (2003), Мильштейн-холл Корнелльского университета (2006), здание Шэньчженьской фондовой биржи (2013). В 2000 году архитектор удостоился Притцкеровской премии за проект "Дом Музыки" в Португалии.

Отличительная черта проектов Колхаса — их ориентация на создание комплексных градостроительных решений. Для него архитектура — это не отдельная постройка, а часть единой городской ткани. В Роттердаме Колхас создал огромный архитектурный комплекс «De Rotterdam», который был задуман как вертикальный город и стал настоящим символом Роттердама. Проект Колледжа высшего образования Чу Хай – это настоящий город в городе, маленький функциональный кампус в сердце гигантского Гонконга. Урбанистически переосмыслен и центр Майами-Бич в конкурсном проекте на реконструкцию городского конференц-центра.

В 2015 году и в России появилось первое творение талантливого архитектора – музей современного искусства Гараж. По словам архитектора, у него не было цели реставрировать это бывшее здание советского ресторана "Времена года" в Парке Горького, важно было остановить распад, законсервировать его.

В этом году архитектор представил план обновления зданий Третьяковской галереи на Крымском валу и в Лаврушинском переулке. Свою концепцию он назвал "радикальным консерватизмом". Колхас также сотрудничает со Сколково и Эрмитажем, входит в попечительский совет по созданию "Дома Мельникова".

Рем Колхас является пламенным сторонником Евросоюза. В 2018 году он возглавил творческую группу в составе художника Вольфганга Тильманса и Стефана Петерманна для создания концепции визуального ребрендинга Евросоюза в преддверии выборов в высшие органы Евросоюза в мае 2019 года. Это попытка ведущих культурных деятелей Европы предложить пути решения идеологического и политического кризиса, который переживает сегодня Евросоюз. Брекзит, рост националистических настроений, проблема с беженцами – симптомы этого кризиса. В июне этого года в Амстердаме прошел форум европейской культуры под названием «Искусство демократии» - четыре дня творческие люди из разных стран Европы обсуждали культурное будущее Старого света. Участие Рема Колхаса в этом проекте не случайно – еще в 2001 году он издал книгу под названием «Образ Европы», в которой исследует возможности создания нового бренда Европы.

Рем Колхас верит, что культура и архитектура играют важную роль в улучшении жизни людей.


Ведущий
Александр Баунов
Журналист, публицист, эксперт фонда Карнеги, главный редактор сайта Carnegie.ru
Made on
Tilda