30 МАЯ, СРЕДА 19:00

Зал Михаила Врубеля, Третьяковская галерея,
Лаврушинский переулок, 10

КУЛЬТУРА БЕЗ ГРАНИЦ
Диалоги с культурными лидерами современности
АЛЕКСАНДР СОКУРОВ
Кинорежиссер, Народный артист России,
Санкт-Петербург, Россия

Александр Николаевич Сокуров — кинорежиссер, народный артист России, член Комиссии по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, член Комиссии по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, дважды лауреат Государственной премии России, лауреат премии Организации Объединённых наций, лауреат Премии Святого Престола (Ватикан) «Человек Третьего тысячелетия», лауреат Премии имени Робера Брессона, премии имени Витторио де Сика (государственной премии Италии), премии имени Андрея Тарковского, премии «Триумф», премии имени Григория Козинцева, пятикратный участник программы Каннского фестиваля, восьмикратный лауреат премии ФИПРЕССИ, лауреат двух премий «Ника», трижды лауреат премии ТЭФИ, лауреат премии Всероссийского общества защиты памятников культуры в номинации «Подвиг», почетный гражданин городов Венеция и Неаполь, член Попечительского Совета Государственного Эрмитажа. По решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова внесено в список ста лучших режиссеров мира.

Сокуров родился в 1951 году в деревне Подорвиха, Иркутской области в семье военного, участника Великой отечественной войны. В 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского Университета и во время учебы начал работать в штате Редакции художественного вещания Горьковского телевидения. В возрасте 19 лет как режиссер выпустил свои первые телевизионные программы и несколько телевизионных фильмов.

В 1974 году Сокуров защитил диплом историка на историческом факультете Горьковского университета. В 1975 году поступил на постановочный факультет ВГИКа в мастерскую документального кино Александра Згуриди. Во время обучения во ВГИКе за отличную учебу Сокуров получал стипендию имени С. Эйзенштейна.

В 1979 году, сдав экзамены экстерном, на год раньше срока был вынужден закончить обучение во ВГИКе из-за острого конфликта с администрацией института и руководством Госкино: его студенческие кинематографические работы категорически не принимались, его обвиняли в формализме и в антисоветских настроениях.

Первая художественная картина Сокурова «Одинокий голос человека» по мотивам повести русского писателя Андрея Платонова, позже получившая ряд фестивальных наград, не была засчитана руководством института в качестве диплома. Именно это время для Сокурова знаменательно моральной и профессиональной поддержкой выдающегося и тогда опального для властей режиссера Андрея Тарковского, высоко оценившего первый фильм молодого режиссера. Дружба Сокурова с Тарковским не прерывалась и после отъезда последнего из России.

По рекомендации Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен в штат киностудии «Ленфильм», где работал над своими первыми игровыми картинами. Параллельно с этим сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где сняты в разное время все его документальные кинокартины. Уже первые фильмы, сделанные им в Ленинграде, вызвали негативную реакцию у партийного руководства города и в Госкино. Вплоть до перестройки (конец 80-х), ни один из его фильмов не был разрешен советской цензурой к показу. В конце 80-х ряд снятых Сокуровым раньше игровых и документальных фильмов вышли в прокат и представляли русское кино на многих международных кинофестивалях.

В 80–90 годы режиссер интенсивно работал, снимая игровые и документальные картины, часто несколько картин в год. В то же время он принимал участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимался с группой молодых начинающих режиссеров при киностудии «Ленфильм». В 1998–1999 гг. вел на ТВ в Петербурге цикл передач «Остров Сокурова», в которых поднимались вопросы о месте кинематографа в современной культуре.

Одна из сквозных тем творчества режиссера - этическая роль искусства в судьбе нашей цивилизации. К этой теме он обращается неоднократно и в лирическом ключе, как в фильме "Русский ковчег" (2002), и в философском, как в фильме "Франкофония" (2015). В 2000-е Сокуров создает монументальную тетралогию о кризисе ценностей и трагической гибели героя, включающую фильмы "Молох", "Телец", "Солнце" и "Фауст".

Сокуров является участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино.

В настоящее время на основе съемочной группы Сокурова на «Ленфильме» создана студия «Берег», которая создает документальное и игровое некоммерческое кино. Финансирования ни государственного, ни частного студия не имеет.

Ведущий
Владимир Раевский
Телеведущий, автор документальных фильмов,
лауреат премии ТЭФИ

Made on
Tilda